Автор: Селютина Галина Васильевна
Дата публикации: 04 Сентября 2017
МДОУ №54 "Жар - Птица"
Рейтинг:
0 Голосов
Сообщение из опыта работы проект «Встречи со стариной.»
Актуальность :
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей. Народная культура передает национальную самобытность народа .Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Проект «Встречи со стариной» посвящен изучению истории русского быта ,устройства деревенской избы, различных обычаев и поверий, существовавших в русских семьях.Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа,к разнообразию старинных предметов домашнего быта,к разделению труда в семье,к традициям в воспитании мальчиков и девочек.
Цель проекта:
Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.
Особенно в городе, детей окружает обстановка, которая не даёт возможности показать самобытность русской культуры, самодостаточность русского народа. В окружающей действительности почти не увидишь предметов русского народного быта, названия которых употребляются в сказках, потешках, поговорках, закличках.
Знакомя детей с давно исчезнувшими названиями, иногда непонятным смыслом, мы заметили, что в повседневной жизни дети их не употребляют, не используют их в самостоятельной деятельности.
То, что удивляет ребёнка, то и становится ему интересным, то и запоминается лучше. Интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, положить в лукошко игрушки, сделать самому куклу-закрутку.
Поэтому я решила, что начиная работу с детьми по выбранному направлению, необходимо:
- создать «мир», в котором будут предметы, вызывающие интерес, помогающие воспитать любознательность ребёнка; эти предметы должны отражать быт русского народа и их необходимо постоянно обновлять, пополнять.
- широко использовать как на занятиях, так и в свободное время.
Первая встреча со стариной началась с беседы с детьми о Русской избе.Чтобы порадовать детей, вызвать интерес к познанию русского быта и культуры совместно с педагогами мы решили соорудить русскую «избу».
В группе ,в муз. зале устроили фрагмент русской избы. Первой появилась печь, самовар, самотканые половики . лавки,чугуны,ухват,рубель,коромысло.(5.6.7 слайды)
Затем привлекли родителей, коллег. Они подарили нам вещи русского быта, которые хранили у себя дома. Так появились старинные утюги, лукошки, туески, чугунки, деревянная и берестяная посуда, короб, прялка, ухват, рушники, лапти. На полки, украшенные кружевными салфетками, выставили образцы хохломской росписи.
Поистине, с миру по нитке, а детям доставили радость увидеть русскую избу не на картинке, а в действительности. Все предметы доступны детям.
Многие предметы подлинные, есть и бутафорские. С помощью родителей сшили сарафаны и косоворотки, картузы для уголка ряженья..
Итак, создав «фон», заинтересовав детей тематикой нашей деятельности, сделали для себя вывод: необходимо поддержать любознательность детей, устойчивый интерес.
В старину самой главной одеждой была рубаха. Ее носили старики и молодые ,бедные и богатые ,мальчики и девочки.А чтобы узнать из чего шили такие рубахи –я познакомила детей с выращиванием льна и его последовательностью обработки.Дети узнали о предметах народного быта,способствующих обработке льна(чесало ,трепало,веретено…)Закрепили знание пословиц отруде,поговорок,закличек.А чтобы дети лучше запомнили,что нужно делать со льном с ними играли,разучивали песни про лен,этапы работы.Уж я сеяла,сеяла ленок ..(слайд 8-11)Из льна были сшиты не только рубахи ,но и сарафаны,скатерти,полотенца,простыни…В группе был создан мини музей льна при подготовке к открытому занятию «КАК рубашка в поле выросла.»
В старину все женщины на Руси носили платки. Платок был главным украшением женского костюма, желанным подарком. Встречи со стариной я продолжила с ознакомления детей с павловопосадскими платками .Дети узнали, как создается такая красота .Закрепили знания о характерных элементах росписи-цветах, листья ,кайме.Получили представление о том, как трудились люди в старину .Узор набивали вручную.(слайды12-13)
И в заключение ознакомление с деревянной матрешкой,символом народного искусства.провела итоговое занятие «Народная игрушка-всем детям подружка.»
В результате нашей огромной совместной деятельности по приобщению детей к культуре, истории русского народа, мы сделали вывод о дальнейшей необходимости продолжения этой работы. Мы увидели, что дети с большим удовольствием «впитывают» знания. Дети научились проявлять чувство уважения и благодарности к близким, незнакомым людям, создающим своим трудом культурные ценности.
Поэтому свою работу я буду расширять и улучшать, чтобы наши дети умели гордиться, что они русские люди и живут в такой замечательной стране, как Россия.